Учимся говорить: как пройти путь от первого слова до связанной речи

pereskaz2Ребенок развивается и быстро познает мир вокруг себя. Все начинается с первых звуков, слогов, слов и переходит в умение строить целые фразы и предложения. Помощь родителей очень важна для крохи на этом нелегком пути.

Как научить ребенка говорить правильно, красиво и последовательно?

Одно из комплексных умений, показывающее способность малыша связанно говорить – пересказ. На самом деле пересказать текст довольно непросто. Для этого необходимо понимать, о чем идет речь, анализировать полученную информацию, выделяя тему о которой ведется повествование, описывая персонажей, начиная от их внешнего вида и, заканчивая их характером и поступками. В итоге, только владеющий речью ребенок способен правильно и понятно выразить свою мысль.

Для начала важно научить ребенка слышать, понимать о чем идет речь и повторять. В возрасте от года и до трех лет дети – великолепные подражатели. И этим важно вовремя воспользоваться. Конечно, малышу пока не даются сложные звуки и слова из нескольких слогов, но он уже учится понимать речь на слух, повторять за вами звуки и слова.

Для того чтобы обучение проходило успешно, речь взрослого должна отвечать следующим требованиям:

  • Говорите правильно, эмоционально и чисто;
  • Ваша речь должна сопровождаться хорошей артикуляцией (малыш должен видеть движения ваших губ);
  • Повторяйте слова и фразы по нескольку раз;
  • Не используйте детские слова-заменители.

Речь должна быть не отстраненной, а непосредственно связана с тем, что видит и делает ребенок. Стимулируйте малыша повторять за вами звуки, слова и фразы, рассказывая сказки, стихи, потешки. А если ваши слова будут сопровождаться несложными движениями, это лучше заинтересует кроху и удержит его внимание. Например, можно сопровождать движениями известный стишок Агнии Барто:

Идет бычок, качается, (качаемся вместе с ребенком)

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду! (кроха падает к вам на руки)

Пусть малыш совершает движения вместе с вами, а в конце, когда он «упадет», обнимите его и поцелуйте.

Следующим этапом будет помощь в умении говорить. Чтобы ускорить процесс освоения активной речи, важно соблюдать несколько правил:

  1. Повторение – мать учения. Дети готовы по многу раз слушать одни и те же сказки, особенно самые любимые. Не отказывайте крохе в этом. Чем чаще ребенок слышит один и тот же рассказ, тем лучше его запоминает. А в скором времени начнет еще и «подсказывать» маме.
  2. Не торопите малыша. Ему еще сложно быстро сформулировать свою мысль. Конечно, он будет запинаться, а порой и искажать слова. В любом случае поощряйте ребенка за старание.
  3. Задавайте вопросы. Играя или просто занимаясь домашними делами, спрашивайте ребенка о том, что вы делаете, и кто в этом участвует. «Кто это?» «А что он/она делает?» Если вы играете с игрушкой, задавайте вопросы касательно игрушки: «А кто это тут сидит?» «Мишка», показывайте, как мишка сидит, спит, прыгает, а затем задайте вопрос крохе: «Кто это?». Если малыш пока затрудняется ответить сам, помогите ему – «Мишка!». В следующий раз, возможно, он уже сам сможет вам ответить.
  4. Заверши фразу. Если кроха уже хорошо знает сказку, он может «помогать» вам, договаривая конец фразы. Например, сказка «Колобок»: «Жили-были старик со..» — сделайте паузу, ребенок должен закончить «Старухой». Чуть позже усложните задачу, оставив малышу большую часть фразы: «Жили-были..». Если он пока не готов к таким большим объемам, закончите предложение сами, а в следующий раз попробуйте снова.
  5. Загадки-стишки. Ни для кого не секрет, что информация в стихотворной форме запоминается легче. Хорошо усваиваются малышами загадки в виде стихов. Они должны быть краткими и понятными. Например:

Вот простой к загадке ключ,

Словно кактус, он колюч.

Ты, смотри, его не трожь,

Ведь клубком свернулся — (Ёж)

Можно показать несколько картинок с изображением или предметов, пусть кроха выберет наиболее подходящий вариант. Это несложное упражнение развивает и речь и мышление. В итоге ребенок будет все делать сам, без подсказок.

  1. Учимся играя. Если обыграть сказку при помощи игрушек или пальчикового театра, ребенку будет проще воспринимать текст в целом. Информация запоминается намного лучше, если она сопровождается эмоциями.

pereskaz1Когда малыш начинает хорошо говорить и строить фразы, можно переходить к этапу пересказа. Для начала нужно просто обсуждать прочитанную сказку или рассказ после ознакомления. Таким образом можно проверить насколько хорошо малыш все запомнил.

Какую сказку выбрать для обсуждения? Конечно же, самую простую и понятную. Это могут быть басни И.А. Крылова или короткие детские рассказы Л.Н. Толстова.

С чего начать обсуждение? Для начала, спросите у малыша, понравился ли ему рассказ и почему. Спросите, о чем говорится в тексте. Пусть назовет главных героев, как их зовут, во что они одеты, как себя ведут. Объясните в чем мораль рассказа. Если в тексте попадаются незнакомые слова, обязательно объясните их ребенку.

Рассмотрите картинки к рассказу. Как правило, детские книги содержат иллюстрации, рассмотрите их вместе с крохой, найдите главных героев.

Читайте выразительно. Старайтесь придать рассказу эмоциональную окраску. При помощи интонации выделяйте важные моменты и описания предметов или героев. Выразительная речь запоминается гораздо лучше.

Пересказывайте вместе. Начните пересказ сами, а ребенок пусть продолжает. В процессе пересказа сделайте вид, что забыли, кроха может напомнить вам сюжет. Обязательно похвалите малыша за внимательность и хорошую память.

Процесс обучения ни в коем случае не должен быть похож на допрос. Высказывайте собственное мнение и проявляйте интерес.

Задачи, которые вы ставите перед крохой, должны быть достижимыми. Для этого выбирайте простые стихотворения и рассказы.

Создавайте доверительную обстановку. Обсуждайте мультфильмы, песни, картинки, играйте в «Города», «Съедобное-несъедобное», сочиняйте свои сказки и истории, которые можно сопровождать рисунками. И никогда не ругайте ребенка за промахи, деликатно исправляйте ошибки. И даже, если пока у крохи пересказать рассказ не получается, помните, что процесс обучения не менее важен, чем результат.

Читайте также:

Добавить комментарий