Роль поощрения и наказания в воспитательном процессе

поощрение и наказание ребенкаНикто не рождается воспитателем, хотя, например, дар убеждения, присущий некоторым людям, можно в какой-то степени считать природной способностью к воспитанию. В остальном же то, чем руководствуются мать и отец в процессе воспитания – личный опыт и опыт их собственных родителей, стереотипы, интуиция. Этот «коктейль» далеко не всегда оказывает сугубо положительный эффект. Необходимо хорошо представлять себе детскую психологию, чтобы избежать распространенных ошибок воспитания.

Поощрение и наказание – два противоположных подхода в воспитании, которые для достижения наилучшего результата необходимо комбинировать. Вопрос только в том, в каком соотношении применять эти методы. Для ответа на этот вопрос главное – наметить границы, за которыми начинаются такие перегибы в воспитании, как:

• потакание всему, что делает ребенок;

• постоянное одергивание ребенка по поводу и без повода;

• безразличное отношение («пусть пробивается сам»).

Сила поощрения

Для многих родителей поощрение – гораздо менее постигаемый воспитательный метод, чем наказание. И действительно, понять, когда и за что наказывать, кажется, легче, чем понять, когда и за что хвалить.

Похвала не должна быть скупой, но поощрение и не должно проявляться чрезмерно часто – иначе оно будет восприниматься ребенком как должное, и дальше уже начинается стадия перегиба, а это – путь к формированию эгоизма и проявлениям вседозволенности.

Психологи рекомендуют не злоупотреблять словом «молодец»: лучше, если похвала будет более конкретной – «ты здорово бегаешь», «ты отлично считаешь» и т.п.

Поощрение играет важную роль в формировании сознания ребенка как личности. Когда маленький человек осознает свои сильные стороны, ему легче обрести уверенность в себе и заявить о себе в коллективе.

Если ребенок что-то делает не так, нужно постараться использовать эту ситуацию не для наказания, а для сравнения со случаем, когда проявились положительные черты малыша. Таким образом, родители могут стимулировать развитие осознанности ребенком собственных поступков.

Нужно ли наказывать ребенка?

Золотое правило: ребенок должен четко понимать, за что его наказывают. Наказание, кроме того, должно быть соразмерным проступку. Если ребенок все время шалит, возможно, придется разработать целую шкалу наказаний.

Не стоит ждать от наказания мгновенного эффекта. Нужно помнить о том, что дети в гораздо меньшей степени, чем взрослые, способны контролировать свои поступки. Вот почему крайние меры следует приберегать лишь для самых крайних случаев.

Родителям также необходимо понимать четко: правильно ли они поступают, наказывая ребенка. Прежде чем применять какие-то «санкции», может быть, следует использовать все другие доступные возможности. Самый трудный и самый благородный путь – беседа с ребенком. Если убеждения не действуют, скорее всего, потребуется проявить изобретательность и пробиваться к сознательности отпрыска более действенными методами, используя различные примеры из жизни.

Читайте также:

Добавить комментарий